13:46
Делаем зарядное устройство для 12В свинцово-кислотных аккумуляторов из компьютерного БП формата ATX. часть 5-я

Ранее, мной были опробованы и описаны, различные способы переделки БП АТХ в зарядное устройство. Естественно, после полевых испытаний, возникли определённые пожелания. Как выяснилось, электронный предохранитель на полевике по схеме Simurg частенько позволял себе ложные срабатывания. В частности, срабатывал при подключении сильно разряженного аккумулятора. Приходилось по несколько раз подключать, пока не получится удачно. Можно было, конечно, поиграть с его чувствительностью, задержкой срабатывания и добиться нужного результата, но из-за разброса параметров полупроводников, пришлось бы это делать каждый раз, а при экспериментах с коротким замыканием во время настройки можно и спалить само зарядное. 
Проблема, естественно, скрывается в первоначальном броске тока, ведь у автомобильного аккумулятора, помимо всего прочего, есть ещё и приличная ёмкость. Её зарядка и создаёт бросок тока. Значит, если бросков тока избежать затруднительно – нужно их игнорировать. 
Решил, что мой предохранитель, будет ориентироваться на напряжение на выходе зарядного, а не на ток. Потому как, при коротком замыкании, оно близко к нулю, а при переполюсовке, и вовсе, обратной полярности. 
Ещё, при переделках БП на TL494 (KA7500) приходилось задействовать второй компаратор (ноги 15 и 16), для введения ограничения максимального тока. Раньше, я отключал обе ноги от своих изначальных мест и подключал согласно схеме переделки. Теперь, по новой схеме, необходимо отключать только одну: 15-ю, а 16-я так и остаётся на земле (разумеется, это относится только к тем БП, в которых, этот компаратор не используется с другой целью, в них 16-я нога не сидит на земле). В качестве шунта используются дорожки платы. Полевой транзистор канала 3,3В остаётся на своём законном месте, без выпаивания и даже перерезания дорожек (опять же есть БП в которых для стабилизации 3,3В используется магнитный усилитель, там вы такого полевика не найдёте). Из всех процедур настройки, нужно будет, только подобрать резисторы делителя на 1-й ноге до установки нужного напряжения холостого хода на выходе, и найти место на дорожках, дающее нужное падение напряжения при необходимом максимальном токе, либо подобрать R7, кому что больше нравится. 
Вот схема:

 

 
Рис. 1

 

R4 – виртуальный, это как раз и есть, сопротивление дорожек на плате. 
За счёт чего же достигается ограничение максимального тока в этой схеме? Всё очень просто. Резисторы R5 и R7 образуют обычный делитель напряжения. Хитрость в том, что этот делитель не делит, как обычно, напряжение между землей и источником. Он делит напряжение между плавающим относительно земли отрицательным напряжением и источником опорного напряжения TL494. 
Рассмотрим, как это работает: 
• При отсутствии тока в нагрузке, падение напряжения на R4 равно нулю. Значит, на делителе будет 5V*R7/(R7+R5), т.е. около 50мВ, на 16-й ноге естественно 0В 
• Что же будет при токе, ну допустим, 2А? На R4 возникнет падение напряжения в R4*2A=12mV. Это напряжение на вывод делителя из R5 и R7 приложится в отрицательной полярности, т.е на 15-й ножке ШИМ теперь будет уже не 50мВ, а 50-12=38мВ 
• При дальнейшем росте тока нагрузки, будет расти и падение напряжения на R4, а следовательно, и на верхнем по схеме выводе делителя на R5 и R7 отрицательное напряжение будет увеличиваться. При определённом токе, оно достигнет -50мВ, и полностью скомпенсирует изначальные 50мВ холостого хода. Т.е. напряжение на 15-й ноге ШИМ станет равно 0В и сравняется с напряжением на 16-й ноге, которая «сидит» на земле. Компаратор начнёт работать и дальнейшего роста тока нагрузки не произойдёт. 
Работа схемы отключения нагрузки довольно проста и понятна по схеме. При падении напряжения на выходных клеммах ниже определённого уровня, начинает закрываться транзистор VT1, что вызывает увеличение сопротивления открытого канала T1, что в свою очередь ещё больше уменьшает выходное напряжение и т.д. В результате, оба транзистора закрываются, и остаются в этом состоянии пока КЗ или переполюсовка не будет устранена. 
Методика переделки такова. Сначала, как и раньше, выпаиваем всё лишнее, затем, подбором делителя на 1-й ноге ШИМ, добиваемся нужного напряжения на выходе канала 12В. Потом, нужно разорвать соединение земли в области ШИМ с землей на выходе БП (косичка трансформатора). Затем, нужно бросить перемычку от дорожки идущей от косички трансформатора на дорожку канала 3,3В от ноги полевого транзистора так, чтобы получилась дорожка максимальной длины. Это и будет наш R4. Соответственно схемы, подключаем вывод R7 к косичке трансформатора, а от ноги полевого транзистора, т.е. другого конца получившейся дорожки (R4) бросаем соединение на землю ШИМ. Резистор шунта R4 теперь у нас готов. Далее, выпаиваем 15-ю ногу ШИМ из платы, аккуратно приподнимаем над платой. Транзистор T1 у нас уже на месте, навесным монтажом устанавливаем R5 и R7. Остальная часть схемы собирается на отдельной платке и распаивается в нужные точки проводами. Выход для отрицательного провода берётся с площадок бывших 5В, именно туда подключен нужный вывод полевика, а плюса с выхода 12В соответственно. 
Теперь надо запустить БП через амперметр и постепенно нагружать выход, например лампами от авто или мощными резисторами. С определенного момента при дальнейшем росте нагрузки, ток отдаваемый БП расти перестанет, а начнёт падать напряжение на выходе. Это и есть получившее значение ограничения тока. Если оно не совпадает с нужным вам, то его можно изменить подбором R7. Если нужно больше – R7 увеличиваем, если меньше – уменьшаем. Вот собственно и вся наладка. 
Я уже сделал парочку по этому варианту, результатом доволен. Переделка и настройка достаточно проста, защита надёжна и не то чтобы не «капризна», а вообще не требует настройки. Канал -12В я оставлял, на нём получалось примерно -14В и я использовал его для питания вентилятора через резистор, R9 по схеме. Как я писал в начале, бывают БП с каналом 3,3В не на полевике, тогда можно взять его где-либо и разместить на радиаторе соединив проводами с платой, а можно и не делать защиту такого типа, а применить другую. На реле или диоде с предохранителем. 
Пока это всё что я хотел вам рассказать. В дальнейшем упрощать больше не буду, ибо не вижу куда. Значит, буду усложнять. В эту сторону путь открыт. 
Если вдруг кто сам не догадался, то: 
• HL1 светится когда «предохранитель» открыт и означает что-то вроде «К работе готов». 
• HL2 светится если ШИМ работает и БП готов выдать напряжение на выход, и гаснет если сработала штатная защита от перегрузки и ШИМ был заглушен, либо ваше зарядное сгорело. Мне лично, такого добиться ни разу не удалось. Мой предохранитель вырубает раньше, чем БП успеет перегрузиться. 
• HL3 загорается только если попутать клеммы аккумулятора.


Добавил пару фоток: 

 

http://remont-aud.net

Просмотров: 2602 | Добавил: admin